Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

       

Организация приёма


Организация приёма посетителей -одна из важнейших функций служ­бы делопроизводства. Первое впечатление о фирме (учреждении) скла­дывается именно от уровня организации приёма.

Организация приёма зависит от категории посетителей:

I сотрудников своей организации;

II сотрудников других организаций;

А) по предварительной договоренности

Б) прибывших внезапно

III посетителей по личным вопросам.

Секретарь фирмы (небольшого учреждения) отвечает за организа­цию приёма всех, обратившихся в фирму. Секретарь руководителя орга­низует приём посетителей только руководством.

Так как секретарь помогает руководителю в реализации плана его рабочего дня, ему часто дано право определять, с кем руководитель должен встретиться сам, а кто может быть направлен к другим должно­стным лицам, какие вопросы нуждаются в срочном, первоочередном решении и внимании руководителя.

Для приёма сотрудников организации по текущим вопросам жела­тельно иметь установленные часы и дни, что является основой рацио­нального планирования рабочего дня руководителя. К пришедшим на приём сотрудникам надо обращаться по имени и отчеству, для чего у секретаря должен лежать пофамильный (с именем и отчеством) список (справочник) всех работников организации.

При приёме работников других организаций после приветствия надо выяснить и записать:

- фамилию, имя, отчество;

- организацию, которую он представляет и его должность;



- по какому вопросу;

- было ли назначено время приёма;

Часто посетитель, представляясь секретарю, вручает ему свою ви­зитную карточку, которая содержит необходимые данные о нём.

Выяснив цель посещения, секретарь может сразу направить посети­теля к конкретному работнику, занимающемуся данной проблемой.

Если посетитель будет принят руководителем, о нём докладывают, передав визитную карточку или запись с данными о нём. Иногда секре­тарь подбирает и передаёт руководителю необходимые для разговора документы.

Если предварительно назначенный приём переносится по непредви­денным обстоятельствам (болезнь руководителя, командировка, сроч­ный вызов и т.д.), необходимо связаться с посетителем, поставить его в известность и договориться о времени, на которое приём перенесён.


О каждом посетителе, независимо от его служебного положения, обязательно докладывают. О сотрудниках организации, пришедших на приём, можно доложить по телефону. Пришедших на приём из других организаций представляют руководителю, чётко называя фамилию, имя, отчество, должность, фирму (организацию) и передают визитную кар­точку или запись сведений о нём.

Некоторую особенность имеет приём командированных работников. В этом случае служба делопроизводства может оказать содействие в размещении в гостинице, отмечает командировочное удостоверение, подбирает необходимые документы.

В случае отсутствия руководителя, в зависимости от решаемого воп­роса, можно направить посетителя к его заместителям.

Несколько иной порядок имеет приём граждан по личным вопросам. Это самостоятельный участок службы документационного обеспечения управления. В учреждениях и организациях, где обращений бывает много, для работы с ними создаются специальные подразделения - бюро (от­делы, сектора) обращений граждан. В тех организациях, где обращений сравнительно мало, ими занимается специально выделенный работник и, наконец, в маленьком учреждении, фирме, организация личного при­ёма является частью обязанностей секретаря. Во всех случаях за эту работу должно отвечать специально выделенное лицо. Организация при­ёма и рассмотрение обращений граждан обычно выделяются в самосто­ятельный раздел инструкции по делопроизводству.

Личный прием в соответствии с законодательством осуществля­ют руководители организаций, их заместители или ответственные ра­ботники.

Прием граждан должен быть тщательно организован. Прежде всего устанавливается место и время приема. Должны быть выделены дни и часы, в которые граждане всегда будут приняты. Информация о порядке приёма вывешивается на видном месте. При этом предусматривается и вечернее, свободное от работы время. Удобнее всего проводить ежене­дельные приемы посетителей.

Прием ведется в помещении, имеющем свободный доступ. При не­обходимости организуются выезды руководителей на место приема на­селения.



Приемная должна быть хорошо оборудована, предусмотрены стулья, стол, за которыми обращение может быть оформлено в письменную форму. Должна быть бумага, ручки. Рекомендуется широко использо­вать "немую справку", с образцами заявлений, адресами и телефонами тех учреждений и организаций, куда наиболее часто направляют граж­дан.

При личном приеме руководителю помогает сотрудник, встречающий посетителей и ведущий их регистрацию.

Доброжелательность, внимание, любезность и предупредительность во многом определяют атмосферу приемной.

Во время личного приема граждан ведется журнал (книга) приема, где записываются: дата приема, фамилия, имя и отчество пришедшего на прием, его адрес, суть вопроса, фамилия ведущего прием и резуль­таты рассмотрения обращения. При большом объеме работ такая регис­трация ведется на компьютере или регистрационно-контрольных карточ­ках. Если заявление или жалоба не могут быть разрешены руководителем во время приема, они излагаются в письменной форме и с ними ведется работа как с письменными обращениями.

Должностное лицо, ведущее прием, обязано быть предельно внима­тельным к посетителю, его нуждам и запросам, направлять беседу на выявление сути обращения и обстоятельств, способствующих принятию правильного решения.

В конце приема гражданину надо сообщить о принятом по обраще­нию решении или, если решение вопроса относится к компетенции иного органа, оказать содействие в определении этого органа, его местона­хождении, телефонах и т.д.



Содержание раздела