Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ*
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст.609, с. 1213-1225
Принят Государственной Думой 25 января 1995 года
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1 Сфера действия настоящего Федерального закона
1 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
2 Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Статья 2 Термины, используемые в настоящем федеральном законе, их определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Статья 3 Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации
1 Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
2 Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Статья 4 Основы правового режима информационных ресурсов
1 Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2 Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Статья 5 Документирование информации
1 Документирование информации является обязательным условием вклю-
чения информации в информационные ресурсы. Документирование инфор-
мации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государствен-
ной власти, ответственными за организацию делопроизводства,
стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Феде-
рации.
2 Документ, полученный из автоматизированной информационной сис-
темы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным
лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федера-
ции.
3 Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передава-
емого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуника-
ционных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при на-
личии в автоматизированной информационной системе программно-техни-
ческих средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении
установленного режима их использования.
4 Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осу-
ществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определя-
ется законодательством Российской Федерации.
Статья 6 Информационные ресурсы как элемент состава
имущества и объект права собственности
1 Информационные ресурсы могут быть государственными и негосудар-
ственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граж-
дан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права соб-
ственности на информационные ресурсы регулируются гражданским зако-
нодательством Российской Федерации.
2 Физические и юридические лица являются собственниками тех доку-
ментов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобре-
тены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или насле-
дования.
3 Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются
собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых,
накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъек-
тов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных
законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у фи-
зических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государ-
ственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отне-
сенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственнос-
тью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
4 Субъекты, представляющие в обязательном порядке документирован-
ную информацию в органы государственной власти и организации, не утра-
чивают своих прав на эти документы и на использование информации, со-
держащейся в них. Документированная информация, представляемая в
обязательном порядке в органы государственной власти и организации юри-
дическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и
форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 настоящего
Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся
в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту инфор-
мацию.
5 Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций,
включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законода-
тельством Российской Федерации.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства,
находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соот-
ветствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государствен-
ного имущества.
6 Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случа-
ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
7 Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами,
предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе
он имеет право:
назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информаци-
онными ресурсами или оперативное управление ими;
устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработ-
ки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
определять условия распоряжения документами при их копировании и
распространении.
8 Право собственности на средства обработки информации не создает
права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим
собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления ус-
луг или при совместном использовании этих средств обработки, принадле-
жат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, созда-
ваемой в этом случае, регулируются договором.
Статья 7 Государственные информационные ресурсы
1 Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
формируются в соответствии со сферами ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — информаци-
онные ресурсы совместного ведения);
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2 Формирование государственных информационных ресурсов в соответ-
ствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется
гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуп-
равления, организациями и общественными объединениями.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации формируют государственные ин-
формационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их ис-
пользование в соответствии с установленной компетенцией.
3 Деятельность органов государственной власти и организаций по фор-
мированию федеральных информационных ресурсов, информационных
ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Рос-
сийской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации по статье расходов "Информатика" ("Ин-
формационное обеспечение").
4 Организации, которые специализируются на формировании федераль-
ных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совмес-
тного ведения на основе договора, обязаны получить лицензию на этот вид
деятельности в органах государственной власти. Порядок лицензирования
определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Обязательное представление документированной
информации для формирования государственных
информационных ресурсов
1 Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправ-
ления, организации и общественные объединения обязаны представлять доку-
ментированную информацию органам и организациям, ответственным за фор-
мирование и использование государственных информационных ресурсов.
Перечни представляемой в обязательном порядке документированной
информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и об-
работку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правитель-
ство Российской Федерации.
2 Порядок и условия обязательного представления документированной
информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Порядок обязательного представления (получения) информации, отне-
сенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанав-
ливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих кате-
гориях информации.
3 При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечи-
вают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и
адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном
порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юри-
дического лица (положению о нем).
Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридичес-
ких лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с
адресами их представления не является основанием для отказа в регистра-
ции. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспече-
нии регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обяза-
тельном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к
дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.
4 Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут
включаться по желанию собственника в состав государственных информаци-
онных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в
соответствующие информационные системы.
Статья 9 Отнесение информационных ресурсов к общерос-
сийскому национальному достоянию
1 Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут
быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
2 Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ре-
сурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их пра-
вового режима устанавливаются федеральным законом.
Статья 10 Информационные ресурсы по категориям доступа
1 Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документи-
рованная информация, отнесенная законом к категории ограниченного дос-
тупа.
2 Документированная информация с ограниченным доступом по услови-
ям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне, и конфиденциальную.
3 Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие право-
вой статус органов государственной власти, органов местного самоуправле-
ния, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и
обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, эколо-
гическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологи-
ческую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного
функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безо-
пасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов государ-
ственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюд-
жетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии
экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесен-
ных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, ин-
формационных системах органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений, организаций, представляю-
щие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод
и обязанностей граждан.
4 Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в со-
ответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
5 Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в поряд-
ке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключени-
ем случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статья 11 Информация о гражданах (персональные данные)
1 Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных
информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного веде-
ния, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, инфор-
мационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получае-
мых и собираемых негосударственными организациями, должны быть
закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные отно-
сятся к категории конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение ин-
формации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тай-
ну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме
как на основании судебного решения.
2 Персональные данные не могут быть использованы в целях причине-
ния имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализа-
ции прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граж-
дан Российской Федерации на основе использования информации об их
социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиоз-
ной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с
законодательством.
3 Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочи-
ями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие
ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использова-
ния этой информации.
4 Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосудар-
ственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предостав-
лением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования
определяется законодательством Российской Федерации.
5 Неправомерность деятельности органов государственной власти и
организаций по сбору персональных данных может быть установлена в су-
дебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании ста-
тей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персо-
нальных данных.
ГЛАВА 3 ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
Статья 12 Реализация права на доступ к информации
из информационных ресурсов
1 Пользователи— граждане, органы государственной власти, органы ме-
стного самоуправления, организации и общественные объединения — об-
ладают равными правами на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов не-
обходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение со-
ставляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информацион-
ным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за
деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуп-
равления, общественных, политических и иных организаций, а также за со-
стоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
2 Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей
(потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе за-
конодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них,
а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
Информация, полученная на законных основаниях из государственных
информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть ис-
пользована ими для создания производной информации в целях ее ком-
мерческого распространения с обязательной ссылкой на источник инфор-
мации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда
и средств при создании производной информации, но не исходная инфор-
мация, полученная из государственных ресурсов.
3 Порядок получения пользователем информации (указание места, вре-
мени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет
собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением тре-
бований, установленных настоящим Федеральным законом.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, све-
дения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владель-
цы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют
пользователям бесплатно.
4 Органы государственной власти и организации, ответственные за фор-
мирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают ус-
ловия для оперативного и полного предоставления пользователю докумен-
тированной информации в соответствии с обязанностями, установленными
уставами (положениями) этих органов и организаций.
5 Порядок накопления и обработки документированной информации с
ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней опре-
деляются органами государственной власти, ответственными за определен-
ные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо
непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.
Статья 13 Гарантии предоставления информации
1 Органы государственной власти и органы местного самоуправления со-
здают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятель-
ности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах
своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение
пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопас-
ности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
2 Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в
пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.
3 Комитет при Президенте Российской Федерации по политике инфор-
матизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, инфор-
мационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права
граждан на доступ к информации.
4 Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям
из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не
возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Прави-
тельство Российской Федерации.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14 Доступ граждан и организаций к информации о них
1 Граждане и организации имеют право на доступ к документированной
информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее
полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует
или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и органи-
заций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотрен-
ных федеральными законами.
2 Владелец документированной информации о гражданах обязан пре-
доставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она каса-
ется. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законода-
тельством Российской Федерации.
3 Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования
информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего Федераль-
ного закона, имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.
4 Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к ин-
формации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 15 Обязанности и ответственность владельца
информационных ресурсов
1 Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение
режима обработки и правил предоставления информации пользователю,
установленных законодательством Российской Федерации или собственни-
ком этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством.
2 Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответствен-
ность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмот-
ренном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 4 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ,
ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 16 Разработка и производство информационных
систем, технологий и средств их обеспечения
1 Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и
средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической
деятельности, развитие которой определяется государственной научно-тех-
нической и промышленной политикой информатизации.
2 Государственные и негосударственные организации, а также граждане
имеют равные права на разработку и производство информационных сис-
тем, технологий и средств их обеспечения.
3 Государство создает условия для проведения научно-исследовательс-
ких и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства
информационных систем, технологии и средств их обеспечения.
Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направ-
ления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирова-
ния.
4 Разработка и эксплуатация федеральных информационных систем
финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Ин-
форматика" ("Информационное обеспечение").
5 Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Прези-
денте Российской Федерации по политике информатизации устанавливают
правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности,
развитие которой определяется государственной научно-технической и про-
мышленной политикой информатизации.
Статья 17 Право собственности на информационные
системы, технологии и средства их обеспечения
1 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
могут быть объектами собственности физических и юридических лиц госу-
дарства.
2 Собственником информационной системы, технологии и средств их
обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства
которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке
наследования, дарения или иным законным способом.
3 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собствен-
ника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и
средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при со-
блюдении исключительных прав их разработчиков.
Собственник информационной системы, технологии и средств их обес-
печения определяет условия использования этой продукции.
Статья 18 Право авторства и право собственности на инфор-
мационные системы, технологии и средства их обеспечения
Право авторства и право собственности на информационные системы,
технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.
Собственник информационной системы, технологии и средств их обес-
печения обязан защищать права их автора в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерация
Статья 19 Сертификация информационных систем, технологий, средств
их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и ис-
пользованию информационных ресурсов
1 Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные
для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сер-
тификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О
сертификации продукции и услуг".
2 Информационные системы органов государственной власти Российс-
кой Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации, других государственных органов, организаций, которые обрабаты-
вают документированную информацию с ограниченным доступом, а также
средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Поря-
док сертификации определяется законодательством Российской Федерации.
3 Организации, выполняющие работы в области проектирования, произ-
водства средств защиты информации и обработки персональных данных,
получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования оп-
ределяется законодательством Российской Федерации.
4 Интересы потребителя информации при использовании импортной
продукции в информационных системах защищаются таможенными органа-
ми Российской Федерации на основе международной системы сертифика-
ции.
ГЛАВА 5 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья 20 Цели защиты
Целями защиты являются:
предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки инфор-
мации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, мо-
дификации, искажению, копированию, блокированию информации; предот-
вращение других форм незаконного вмешательства в информационные ре-
сурсы и информационные системы, обеспечение правового режима
документированной информации как объекта собственности;
защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и
конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информацион-
ных системах;
сохранение государственной тайны, конфиденциальности документиро-
ванной информации в соответствии с законодательством;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разра-
ботке, производстве и применении информационных систем, технологий и
средств их обеспечения.
Статья 21 Защита информации
1 Защите подлежит любая документированная информация, неправо-
мерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла-
дельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномо-
ченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государ-
ственной тайне";
в отношении конфиденциальной документированной информации — соб-
ственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на ос-
новании настоящего Федерального закона;
в отношении персональных данных — федеральным законом.
2 Органы государственной власти и организации, ответственные за фор-
мирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защи-
те, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие инфор-
мационные системы и информационные технологии для формирования и
использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руко-
водствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
3 Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплу-
атацией специальных программно-технических средств защиты, а также обес-
печение организационных мер защиты информационных систем, обраба-
тывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных
структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осу-
ществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Феде-
рации.
4 Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным досту-
пом, которая является собственностью государства, создают специальные
службы, обеспечивающие защиту информации.
5 Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица
имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите
информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в
случае невыполнения этих требований.
6 Собственник или владелец документированной информации вправе
обращаться в органы государственной власти для оценки правильности вы-
полнения норм и требований по защите его информации в информацион-
ных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Россий-
ской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой
информации и результатов проверки.
Статья 22 Права и обязанности субъектов в области защиты
информации
1 Собственник документов, массива документов, информационных сис-
тем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Федераль-
ным законом устанавливают порядок предоставления пользователю инфор-
мации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также
необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к
информации.
2 Владелец документов, массива документов, информационных систем
обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации.
3 Риск, связанный с использованием несертифицированных информа-
ционных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владель-
це) этих систем и средств.
Риск, связанный с использованием информации, полученной из несер-
тифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4 Собственник документов, массива документов, информационных сис-
тем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию
средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для
проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и по-
лучения консультаций.
5 Владелец документов, массива документов, информационных систем
обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) инфор-
мационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.
Статья 23 Защита прав субъектов в сфере информационных
процессов и информатизации
1 Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ре-
сурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производ-
ства и применения информационных систем, технологий и средств их обес-
печения осуществляется в целях предупреждения правонарушений,
пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и
возмещения причиненного ущерба.
2 Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, ар-
битражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и
нанесенного ущерба.
3 За правонарушения при работе с документированной информацией
органы государственной власти, организации и их должностные лица несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в
сфере формирования и использования информационных ресурсов, созда-
ния и использования информационных систем, технологий и средств их обес-
печения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.
Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, уста-
новленном законодательством о третейских судах.
4 Ответственность за нарушения международных норм и правил в обла-
сти формирования и использования информационных ресурсов, создания
и использования информационных систем, технологий и средств их обеспе-
чения возлагается на органы государственной власти, организации и граж-
дан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фир-
мами и другими партнерами с учетом международных договоров,
ратифицированных Российской Федерацией.
Статья 24 Защита права на доступ к информации
1 Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользова-
телям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в су-
дебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными
ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица,
получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение по-
несенного ими ущерба.
2 Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к
категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущер-
ба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользо-
вателям или в результате других нарушений прав пользователей.
3 Руководители, другие служащие органов государственной власти, орга-
низаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и на-
рушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии
с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об ад-
министративных правонарушениях.
Статья 25 Вступление в силу настоящего Федерального
закона
1 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официально-
го опубликования.
2 Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответ-
ствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
3 Поручить Правительству Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные
им правовые акты;
подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный срок в уста-
новленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в
законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего
Федерального закона;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию на-
стоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
20 февраля 1995 г.
№ 24 - ФЗ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РФ
От 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ
(Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 г.
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года)
. . .
Ст. 17.
Хранение документов бухгалтерского учёта
1. Организация обязана хранить первичные учётные документы, регист-
ры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую отчётность в течение сроков, уста-
навливаемых в соответствии с правилами организации государственного
архивного дела, но не менее пяти лет.
2. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, другие документы учётной
политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки дан-
ных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией
не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления
бухгалтерской отчётности последний раз.
3. Ответственность за организацию хранения учётных документов, реги-
стров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности несёт руководитель
организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1997 года № 1009
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВО-
ВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И
ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке норма-
тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации Правительство Российской Федерации поста-
новляет:
1 Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации.
Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Ми-
нистерство юстиции Российской Федерации.
2 Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во
исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов,
указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений
и распоряжений Правительства Российской Федерации;
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых
актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в
установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эф-
фективности их деятельности;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответ-
ствие с настоящим Постановлением.
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной вла-
сти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготов-
ки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла-
сти и их государственной регистрации.
3 Министерству юстиции Российской Федерации:
обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права,
свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой
статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежеквар-
тально представлять в Правительство Российской Федерации соответствую-
щую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государ-
ственной регистрации которых отказано;
представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодификации
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
4 Министерство юстиции Российской Федерации вправе:
осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку
работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной
регистрации, и при необходимости запрашивать нормативные правовые акты
на государственную регистрацию;
привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специа-
листов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготов-
ки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов ис-
полнительной власти, представленным на государственную регистрацию.
Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств феде-
рального бюджета, предусматриваемых Министерству юстиции Российской
Федерации.
5 Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г.
N
305 " О государственной регистрации ведомственных нормативных актов";
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федера-
ции от 23 июля 1993 г. N 722 "Об утверждении Правил подготовки ведом-
ственных нормативных актов" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2857).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. № 1009
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
I Подготовка нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти
1 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе
и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Рос-
сийской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполни-
тельной власти в пределах их компетенции.
2 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами ис-
полнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра-
вил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не до-
пускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые
акты.
3 Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими
федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтере-
сованными министерствами и ведомствами, если такое согласование явля-
ется обязательным в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения,
нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласова-
ние нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министер-
ства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, рас-
шифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего лис-
та подлинника нормативного правового акта.
4 Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно
или несколько структурных подразделений федерального органа исполни-
тельной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются
круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок
его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой
работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридичес-
кая служба федерального органа исполнительной власти.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во ис-
полнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Рос-
сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Россий-
ской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не
установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных пра-
вовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федераль-
ными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
5 В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны
быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской
Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, практика приме-
нения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и
материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также
данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
6 Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логичес-
кое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного
правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Поло-
жения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нуме-
руются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут
подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую
нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на
главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных пра-
вовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодатель-
ных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты
и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты,
схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а со-
ответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
7 Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта
должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или
признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их
частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию
с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются,
дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими
федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу
ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного право-
вого акта.
8 Если при подготовке нормативного правового акта выявились необхо-
димость внесения существенных изменений и дополнений в ранее издан-
ные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу
нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый но-
вый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в
ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою
силу.
9 Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписа-
ния (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству
Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован ру-
ководителем юридической службы федерального органа исполнительной
власти.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководи-
телем федерального органа исполнительной власти или его заместителем.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь
следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
II Государственная регистрация нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти
10 Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста-
навливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный
характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие
сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденци-
ального характера.
11 Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществ-
ляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Госу-
дарственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в
себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Рос-
сийской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации дан-
ного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов фе-
деральных органов исполнительной власти.
12 Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые
акты не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения) представляются
в 4 экземплярах (подлинник и 3 копии) в Министерство юстиции Российской
Федерации.
Представление на государственную регистрацию нормативного правово-
го акта, изданного совместно несколькими федеральными органами испол-
нительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе под-
писавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
основания издания нормативного правового акта;
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному воп-
росу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными орга-
нами исполнительной власти и другими государственными органами, если
такое согласование является обязательным.
Представленный на государственную регистрацию нормативный право-
вой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руково-
дителем юридической службы федерального органа исполнительной влас-
ти, представляющего акт на регистрацию.
13 Государственная регистрация нормативных правовых актов произво-
дится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с
даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Мини-
стерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней.
14 В регистрации нормативного правового акта может быть отказано,
если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответ-
ствие этого акта законодательству Российской Федерации.
15 Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых
отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации
издавшему их органу с указанием причин отказа.
16 Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством
юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной вла-
сти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной вла-
сти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если
нарушены установленный порядок представления акта на государственную
регистрацию или настоящие Правила.
17 В течение суток после государственной регистрации подлинник нор-
мативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером
направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федераль-
ный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную
регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан-
ности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организа-
ций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному
опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их по-
ложений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или
сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются
Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Россий-
ские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в течение су-
ток после государственной регистрации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на
номер и дату государственной регистрации является обязательным.
18 Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты,
прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке,
установленном настоящими Правилами.
19 Федеральные органы исполнительной власти направляют для испол-
нения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистра-
ции, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как
не вступившие в силу, применяться не могут.
20 В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного
правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановле-
ниям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министер-
ство юстиции Российской Федерации в течение 3 дней представляет в Прави-
тельство Российской Федерации предложение об отмене такого акта с
обоснованием и проектом соответствующего постановления.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 1995 г. № 1268
г. Москва
Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения
печатей и бланков с воспроизведением государственного герба Российской
Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября
1993 г. № 2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собра-
ние актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 49,
ст. 4761) Правительство Российской Федерации постановляет:
1 Установить, что изготовление печатей и бланков своспроизведением
Государственного герба Российской Федерации осуществляют только поли-
графические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие выданные
Комитетом Российской Федерации по печати лицензии на существующий вид
деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических воз-
можностей для изготовления указанного вида продукции на должном каче-
ственном уровне.
Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного
герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных ор-
ганов государственной власти, иных федеральных государственных органов
и учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от
30 ноября 1993 г. № 2050 и утвержденным этим Указом Положением о Госу-
дарственном гербе Российской Федерации.
2 Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации совместно с Комитетом Российской Федерации по печати обес-
печить в установленном порядке разработку и принятие государственного
стандарта на печати и бланки с воспроизведением Государственного герба
Российской Федерации.
3 Комитету Российской Федерации по печати:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-
ной власти разработать и утвердить положение о порядке сертификации
полиграфических и штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих
изготовление продукции с воспроизведением Государственного герба Рос-
сийской Федерации;
обеспечить составление и ведение единого перечня полиграфических и
штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих изготовление продук-
ции с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-
ной власти ускорить разработку и представить в правительство Российской
Федерации предложения о порядке и условиях хранения, использования и
уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного гер-
ба Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-
ной власти разработать и утвердить порядок и условия хранения, использо-
вания и уничтожения оснастки (форм, матриц, клише и т.п.) для изготовления
печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской
Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 1993 г. №191
О ПОРЯДКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ
В целях регулирования взаимоотношений между учреждениями
Государственной архивной службы России и центральными органами феде-
ральной исполнительной власти, государственными учреждениями, органи-
зациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хра-
нения документов и организации их в делопроизводстве Совет Министров —
Правительство Российской Федерации постановляет:
1 Установить, что центральные органы федеральной исполнительной
власти, министерства, ведомства республик в составе Российской Федера-
ции, государственные учреждения, организации и предприятия:
осуществляют временное хранение документов государственной части
Архивного фонда Российской Федерации в создаваемых ими ведомствен-
ных архивах или других структурных подразделениях, на которые возлагают-
ся соответствующие функции;
обеспечивают учет, сохранность, использование, своевременный отбор и
подготовку документов государственной части Архивного фонда Российской
Федерации к передаче на государственное хранение в соответствии с прави-
лами, установленными Государственной архивной службой России;
передают документы государственной части Архивного фонда Российс-
кой Федерации в учреждения Государственной архивной службы России по
истечении предельных сроков ведомственного хранения в упорядоченном
состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми
копиями на особо ценные документы. Все работы, связанные с подготовкой
и передачей документов на государственное хранение, выполняются за счет
средств центральных органов федеральной исполнительной власти, мини-
стерств и ведомств республик в составе Российской Федерации, государствен-
ных учреждений, организаций и предприятий, сдающих документы;
разрабатывают по согласованию с Государственной архивной службой
России и утверждают в установленном порядке нормативно-методические
материалы, определяющие порядок хранения документов, организацию их в
делопроизводстве, работу ведомственных архивных и делопроизводствен-
ных служб.
Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации в области архивного дела государственными учреждениями, орга-
низациями и предприятиями осуществляется центральными органами фе-
деральной исполнительной власти, министерствами и ведомствами респуб-
лик в составе Российской Федерации, в ведении которых они находятся.
2 Установить предельные сроки ведомственного хранения документов
государственной части Архивного фонда Российской Федерации:
для документов центральных органов федеральной исполнительной вла-
сти, министерств и ведомств республик в составе Российской Федерации,
отраслевых академий, государственных учреждений, организаций и пред-
приятий федерального и республиканского (республик в составе Российской
Федерации) подчинения — 15 лет;
для документов органов государственной власти и управления краев, об-
ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга, районных и городских Советов народных депутатов и соответ-
ствующих органов управления (местной администрации), а также
государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и облас-
тного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения
—10 лет;
для документов государственных учреждений, организаций и предприя-
тий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства —
5 лет;
для записей актов гражданского состояния, документов по личному соста-
ву, записей нотариальных действий и судебных дел — 75 лет;
для научно-технической документации — до утраты практической значи-
мости, но не более 25 лет;
для кинофильмов, киножурналов, звуко- и видеозаписей — до окончания
копирования, но не более 3 лет;
для фотодокументов — 3 года;
для машинно-ориентированных документов — 5 лет.
В необходимых случаях сроки временного хранения документов государ-
ственной части Архивного фонда Российской Федерации могут быть измене-
ны Государственной архивной службой России по согласованию с соответ-
ствующей организацией.
3 Уничтожение документов с истекшими сроками хранения производится
в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России пос-
ле утверждения соответствующим государственным архивом описей на дела
постоянного хранения и по личному составу.
4. Сроки и порядок передачи на государственное хранение документов,
образовавшихся в процессе деятельности негосударственных организаций,
в том числе общественных объединений, ассоциаций совместных предприя-
тий и международных объединений, определяются с согласия их собствен-
ников на основе договора, заключенного между негосударственной органи-
зацией и учреждением Государственной архивной службы России.
5. При реорганизации или ликвидации центральных органов федераль-
ной исполнительной власти, министерств и ведомств республик в составе
Российской Федерации, государственных учреждений, организаций и пред-
приятий, а также в случаях их перехода в иной вид собственности, образовав-
шиеся в процессе их деятельности документы передаются правопреемни-
кам, определяемым соответствующими органами государственной власти и
управления, а при отсутствии правопреемников передаются учреждениям
государственной архивной службы России.
Для решения вопроса о дальнейшем хранении документов в состав ко-
миссий, образуемых для передачи дел и имущества, включаются представи-
тели учреждений Государственной архивной службы России.
6. Государственная архивная служба России и ее учреждения:
определяют виды государственных учреждений, организаций и предпри-
ятий, документы которых должны передаваться на государственное хране-
ние, а также состав документов, отнесенных к государственной части Архи-
вного фонда Российской Федерации;
защищают интересы Архивного фонда Российской Федерации при
реорганизации и ликвидации центральных органов федеральной исполни-
тельной власти, министерств и ведомств республик в составе Российской
Федерации, государственных учреждений, организаций и предприятий, а так-
же в случае перехода их в иной вид собственности.
Первый заместитель
Председателя Совета Министров —
Правительства Российской Федерации
В. Шумейко
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ (ЦЭК) МИНИСТЕРСТВА,
ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
* Данное Положение может быть применено для создания экспертных служб
министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, других учреждений,
хранящих документы государственной части Архивного фонда Российской Феде-
рации, имеющих подведомственную сеть организаций.
Утверждено приказом Росархива
от 17.03.98 №19
Приказом Федеральной архивной службы России (Росархив) от 17.03.98
№ 19 утверждено "Примерное положение о Центральной экспертной комис-
сии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации".
Министерствам и ведомствам Российской Федерации рекомендовано на
основе Примерного положения разработать индивидуальные положения о
центральных экспертных комиссиях и по согласованию с Росархивом ввести
их в действие.
Центральные экспертные комиссии создаются для того, чтобы обеспе-
чить сохранность ценных исторических документов, образующихся в деятель-
ности федеральных органов государственной власти, организацие и прове-
дению методической работы по экспертизе ценности документов и отбору их
на постоянное государственное хранение.
Правовыми основаниями разработки и внедрения Примерного положе-
ния о ЦЭК является то, что Росархив, согласно Положению о Государствен-
ной архивной службе России (ныне Федеральная архивная служба России)
обязан обеспечивать государственное регулирование развития архивного
дела в стране, осуществлять межотраслевую координацию деятельности го-
сударственных и ведомственных архивов и контролировать соблюдение за-
конодательства Российской Федерации в области архивного дела*. Его глав-
ными задачами являются формирование, обеспечение сохранности и
использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а так-
же координация деятельности федеральных органов государственной влас-
ти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совместно с эти-
ми органами государственной системы делопроизводства и
унифицированных систем документации.
* Законодательную базу архивного дела России составляют Федеральный за-
кон "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Россий-
ской Федерации и архивах" (1993 г.) и аналогичные законы субъектов Российской
Федерации.
Министерства и ведомства обязаны в течение определенного времени
сохранять ценную документацию, вышедшую из оперативного использова-
ния в управлении, в ведомственных архивах. Право определять ценность
документов на основании их экспертизы принадлежит Федеральной архи-
вной службе, для чего она разрабатывает и утверждает типовые перечни
документов, подлежащих передаче на государственное хранение; федераль-
ные органы государственной власти разрабатывают и утверждают по согла-
сованию с Росархивом ведомственные перечни документов со сроками хра-
нения.
Федеральные органы власти (за исключением специально оговоренных в
"Положении об Архивном фонде Российской Федерации" органов, которые
осуществляют хранение документов на особых условиях) хранят документы в
течение 15 лет, а затем в упорядоченном виде, в соответствии с требованиями
архивной обработки передают их в федеральные государственные архивы.
Эти документы включаются в государственную часть Архивного фонда Рос-
сийской Федерации и предоставляются для использования всем юридичес-
ким и физическим лицам.
Центральная экспертная комиссия министерства (ведомства) осуществ-
ляет организационно-методическое руководство и контроль за всеми проце-
дурами определения ценности документов, обеспечения их сохранности и
учета, архивной обработки и описания, передачи документов из делопроиз-
водства в ведомственный архив, передачи документов на государственное
хранение.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Постоянно действующая ЦЭК создается для:
организации и проведения методической и практической работы по экс-
пертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение до-
кументов Архивного фонда Российской Федерации, включая управленчес-
кую, научно-техническую, кино-, фото-, фоно-, видео-, машиночитаемую и другую
специальную документацию, находящуюся на ведомственном хранении в
министерстве, ведомстве, их структурных подразделениях*, в подведом-
ственных им учреждениях, организациях, предприятиях**;
осуществления методического руководства и координации деятельности
экспертных комиссий (ЭК) подведомственных отраслевых организаций и уч-
реждений.
* В структурных подразделениях центрального аппарата министерства, ве-
домства могут быть созданы экспертные комиссии, работающие под методическим
руководством ЦЭК.
** Далее вместо "подведомственные государственные учреждения, органи-
зации и предприятия" употребляется "подведомственные государственные орга-
низации".
1.2 Постоянно действующая ЦЭК является совещательным органом при
руководстве федерального министерства, ведомства. Решения Комиссии всту-
пают в силу после их утверждения руководством министерства, ведомства. В
необходимых случаях (см. п. 2.8. и 2.9. положения) решения ЦЭК вступают в
силу только после их согласования или утверждения соответствующим учреж-
дением системы Федеральной архивной службы России (Росархив).
1.3 Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ми-
нистерства, ведомства из наиболее квалифицированных сотрудников основ-
ных структурных подразделений под председательством одного из замести-
телей руководителя.
В состав ЦЭК включаются: заведующий ведомственным архивом (ответ-
ственный за архив) - секретарь комиссии, представитель делопроизводствен-
ной службы министерства, ведомства, представитель соответствующего ар-
хивного учреждения.
В качестве экспертов и консультантов к работе комиссии могут привлекать-
ся специалисты научных общественных и других сторонних организаций.
1.4 В своей работе ЦЭК руководствуется законодательством России, ос-
новами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Рос-
сийской Федерации и архивах, распорядительными документами федераль-
ного министерства, ведомства, нормативно-методическими документами
Росархива, положением о ЦЭК министерства, ведомства.
1.5 В соответствии с настоящим примерным положением федеральное
министерство, ведомство разрабатывают конкретное положение о своей ЦЭК,
которое после согласования с Росархивом утверждается приказом руково-
дителя министерства, ведомства, одновременно с утверждением персональ-
ного состава ЦЭК.
2 ФУНКЦИИ ЦЭК
ЦЭК осуществляет следующие функции:
2.1 Разрабатывает предложения,и рекомендации по оптимизации со-
става документов Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в
процессе деятельности министерства, ведомства и подведомственных им
организаций.
2.2 Рассматривает предложения и в установленном порядке представ-
ляет свои решения об изменении или уточнении сроков хранения докумен-
тов, предусмотренных действующими нормативно-методическими пособия-
ми, а также решений об установлении сроков хранения документов, не
предусмотренных нормативно-методическими пособиями.
2.3 Осуществляет методическое руководство работой ЭК структурных под-
разделений и ЭК подведомственных организаций своей отраслевой систе-
мы.
2.4 Рассматривает предложения и выносит рекомендации по методи-
ческим и практическим вопросам экспертизы ценности документов.
2.5 Организует и координирует работу по подготовке нормативно-методи-
ческих пособий по экспертизе ценности документов и отбору их в состав Архи-
вного фонда Российской Федерации (в том числе НТД и спецдокументации)
в министерстве, ведомстве и подведомственных им организациях.
2.6 Оказывает содействие и методическую помощь работе специалистов
отрасли:
по выявлению владельцев личных архивов в учреждениях и организаци-
ях отрасли, по возможной передаче ими дневников, записей воспоминаний,
других документов в состав Архивного фонда Российской Федерации;
по выявлению и возврату в Россию документов по истории России и своей
отрасли, которые по различным причинам оказались за границами России;
по инициативному документированию (записи воспоминаний старейших
работников отрасли всех уровней) с целью создания устной истории своей
отрасли.
2.7 Рассматривает и выносит решение об одобрении:
сводных описей дел постоянного срока хранения, в том числе спецдоку-
ментации;
перечней проектов, проблем (тем) научно-технической документации по-
стоянного срока хранения;
актов о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хра-
нения;
актов об утрате или неисправимом повреждении документов постоянного
и долговременного сроков хранения, документов по личному составу;
описей на документы по личному составу;
графиков подготовки и передачи документов на госхранение;
нормативно-методических пособий по работе с документами (перечни
документов со сроками хранения, классификаторов, инструкции по делопро-
изводству, номенклатуры дел, памятки и правила по работе с документами);
отраслевых списков видов учреждений и организаций, являющихся и не
являющихся источниками комплектования Архивного фонда Российской Фе-
дерации.
2.8 Представляются на рассмотрение в Росархив:
- предложения ЦЭК об установлении, уточнении или изменении сроков
хранения отдельных категорий документов;
- перечни документов со сроками хранения;
- отраслевые списки видов подведомственных учреждений и организа-
ций, являющихся и не являющихся источниками комплектования Архивного
фонда Российской Федерации;
- акты на уничтожение документов, созданных до 1945 года включительно;
- положения о ЦЭК и центральном архиве;
- примерные и типовые номенклатуры дел;
- инструкции по делопроизводству.
2.9 Представляются в соответствующие архивные учреждения на утверж-
дение:
- описи дел постоянного срока хранения (управленческая и специальная
документации);
- перечни проблем (тем) научно-технической документации постоянного
срока хранения;
- перечни документов, подлежащих передаче в госархивы, на согласова-
ние;
- номенклатуры дел министерства (ведомства);
- описи дел по личному составу.
2.10 Совместно со службами делопроизводства и кадров организует для
сотрудников центрального аппарата и подведомственных учреждений кон-
сультации по вопросам работы с документами, оказывает им методическую
помощь, участвует в подготовке и проведении мероприятий по повышению их
деловой квалификации.
3 ПРАВА ЦЭК
При выполнении возложенных на нее задач ЦЭК имеет право:
3.1 В пределах своей компетенции давать рекомендации структурным
подразделениям министерства, ведомства и подведомственным организа-
циям по вопросам разработки номенклатур дел и формирования дел в де-
лопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел
постоянного хранения и дел по личному составу, порядка упорядочения и
оформления документов и др.
3.2 Запрашивать от руководителей структурных подразделений министер-
ства, ведомства, подведомственных организаций:
письменные объяснения о причинах утраты, порчи или незаконного унич-
тожения документов постоянного и долговременного хранения, в том числе
документов по личному составу;
документы, необходимые для определения сроков хранения документов.
3.3 Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подраз-
делений министерства, ведомства, руководителей подведомственных орга-
низаций о качестве и сроках подготовки документов к архивному хранению,
об условиях хранения и обеспечении сохранности документов, о причинах
утраты документов.
3.4 Приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экс-
пертов специалистов структурных подразделений, подведомственных орга-
низаций, а также представителей соответствующего архивного учреждения.
3.5 Информировать руководство министерства, ведомства и подведом-
ственных организаций по вопросам своей компетенции.
3.6 Представлять в установленном порядке министерство, ведомство в
учреждениях Федеральной архивной службы России.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЭК
4.1 ЦЭК федерального министерства, ведомства работает в контакте с
Центральной экспортно-проверочной комиссией при Росархиве*.
* ЦЭК министерств и ведомств субъектов Российской Федерации работают с
органами Росархива на местах, с соответствующими госархивами.
4.2 ЦЭК работает по плану, утвержденному руководством министерства,
ведомства.
4.3. Вопросы, относящиеся к компетенции ЦЭК, рассматриваются на ее
заседаниях, которые проводятся по мере необходимости. Все заседания
комиссии протоколируются.
4.4. Заседание ЦЭК и принятые на нем решения считаются правомочны-
ми, если в голосовании приняли участие не менее половины членов ЦЭК.
Право решающего голоса имеют только члены ЦЭК. Приглашенные консуль-
танты и эксперты имеют право совещательного голоса, в голосовании не уча-
ствуют.
Решение принимается простым большинством голосов. При разделении
голосов поровну решение принимает председатель ЦЭК и руководство фе-
дерального министерства, ведомства (в необходимых случаях по согласова-
нию с учреждениями Росархива).
4.5. ЦЭК в лице ее председателя, его заместителя и секретаря комиссии
имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки не-
качественно и небрежно подготовленные документы.
4.6. Ведение делопроизводства ЦЭК, хранение и использование ее доку-
ментов, ответственность за их сохранность возлагаются на секретаря комис-
сии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
НА КОТОРЫХ ПРОСТАВЛЯЕТСЯ ГРИФ УТВЕРЖДЕНИЯ*
* Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30-
97: Унифицированные системы документации. Унифицированная система организа-
ционно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. -
М.: Научная книга, 1998.C. 71
Акты (проверок и ревизий; приема законченных строительством объек-
тов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, уч-
реждений, предприятий и т.д.);
Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капи-
тальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-
конструкторских и технологических работ; технические и т.д.);
Инструкции (правила) - (должностные; по делопроизводству; технике бе-
зопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.);
Нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологичес-
кого проектирования; численности работников и т.д.);
Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно-ис-
следовательских работах и т.д.);
Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем;
предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых
документальных материалов, образующихся в деятельности министерств,
ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения материалов и т.д.);
Планы (производственные; строительно-монтажных, проектно-изыска-
тельских, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; по ка-
питальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого
совета и т.д.);
Положения (об организации; структурном подразделении; премирова-
нии и т.д.);
Программы (проведения работ и мероприятий, командировок и т.д.);
Расценки на производство работ;
Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, поме-
щений, сооружений, использования средств фонда предприятия; на подго-
товку и освоение производства новых изделий; на капитальное строитель-
ство и т.д.);
Стандарты (государственные, отраслевые, технические условия);
Структура и штатная численность;
Тарифные ставки;
Уставы организаций;
Формы унифицированных документов;
Штатные расписания и изменения к ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
НА КОТОРЫХ СТАВИТСЯ ГЕРБОВАЯ ПЕЧАТЬ*
* В организациях, не имеющих гербовой печати,ставится простая круглая пе-
чать. См.: Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ
Р 6.30-97,с. 72.
Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, вы-
полненных работ; списания; экспертизы и т.д.);
Архивные справки;
Архивные копии;
Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, веде-
ние дел в арбитраже и т.д.);
Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-
техническом сотрудничестве, аренде помещений; о производстве работ и т.д.);
Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капи-
тальное строительство; технические и т.д.);
Заключения и отзывы;
Заявления (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.);
Исполнительные листы;
Командировочные удостоверения;
Нормы расхода;
Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право со-
вершения финансово-хозяйственных операций;
Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.);
Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные (сводные,
в банк; на получение и перевод валюты, на импорт и т.д.);
Положения об организациях;
Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями,
премиями и т.д.);
Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк);
Сметы расходов (на содержание аппарата управления; на калькуляцию
кдоговоруит.д.);
Соглашения;
Справки (лимитные; о выплате страховых сумм; использовании бюджетных
ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате и т.д.);
Спецификации (изделий, продукции и т.д.);
Титульные списки;
Удостоверения;
Уставы организаций;
Штатные расписания.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Форма номенклатуры дел структурного подразделения министерства, ведомства
1 Название перечня и его данные.
Продолжение приложения 11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 12
Форма обложки дела постоянного и временного хранения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 13
Форма описи дел постоянного хранения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 14
Список документов по личному составу с указанием сроков хранения
* По Перечню документов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сберегательного банка Российской Федерации и учреждений его системы. - М., 1995.
1 Справки с места жительства, медицинские справки и другие документы второстепенного значения – 3 г.
1 При отсутствии приказов об установлении и изменении окладов - 50 л. ЭПК.
2 После возвращения из-за границы.
3 После окончания учебного заведения.
4 Перечень документов, образующихся в деятельности Центрального банка Российской Федерации, с указанием сроков хранения, 1994.
5 Хранятся в АО. При ликвидации АО передаются на госхранение.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 15
Пример оформления приказа по основной деятельности:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 16
Образцы бланков
Пример бланка письма с углового расположением реквизитов
Пример бланка письма с продольным расположением реквизитов
Пример оформления внутренней объяснительной записки
Пример оформления внутренней докладной записки
Пример оформления внешней докладной записки
ПРИЛОЖЕНИЕ № 17